dedo Vasiľ (ded_vasilij) wrote,
dedo Vasiľ
ded_vasilij

Categories:

Disinformation Digest. issue NEXT

"Размывание правды": под прикрытием в отделе новостей "RT"


Телеканал "RT" (Russia Today) – это место, где «правда размывается». К такому выводу пришел немецкий журналист Мартин Шлак после трех недель  работы под прикрытием в команде редакторов немецкой службы "RT" (RT Deutschland) в Берлине. Г-н Шлак, работающий на журналы «Spiegel», «Stern» и «NEON», под видом стажера пришел на работу в немецкое отделение телеканала, финансируемого российскими властями.
За обычным официальным фасадом он обнаружил мир, где события освещаются избирательно, с тем чтобы подтвердить уже сложившийся у зрителей взгляд на мир: незамысловатый антиамериканизм, существование глобального заговора против России, недоверие к медиа, которых "RT" называет «ведущими СМИ». «Везде, где возможно, - пишет Шлак, - материалы "RT" сеют сомнения в том, что Германия – это страна, где действуют принципы верховенства права». Предложения г-на Шлака сообщить о фактах, которые могли бы быть неприятными для российских властей, просто игнорировались редактором "RT". Некоторые материалы характеризовались редакционной коллегией как «поручение из Москвы».
Г-н Шлак считает, что реальная опасность, исходящая от телеканала "RT", заключается в том, что он создан, чтобы утвердить людей в их уже сложившемся взгляде на мир, а не заниматься поиском фактом.

В ответ на статью Мартина Шлака "RT" заявил, что, работая на канале, Шлак пересмотрел свои взгляды и начал сомневаться в ведущих СМИ. "Это свойственно стилю работы данного СМИ", - говорит Шлак (статья на английском языке). В своей статье он действительно высказывает свои сомнения, но при этом подробно разбирает психологические факторы, определяющие групповое мышление, и описывает, как в конце концов отметает свои сомнения; все это было проигнорировано "RT" в ответной реакции.

Со статьей Мартина Шлака, опубликованной в немецком журнале «NEON», можно ознакомиться по подписке на ресурсе "Blendle" (нем. яз).

Давление на российские СМИ: История продолжается


20 октября появилось новое сообщение об ограничении свободы СМИ в России. Согласно появившейся в СМИ информации, ведущий новостной агрегатор страны, "Яндекс", объявил, что из-за нового закона он будет вынужден ввести дополнительный фильтр, который не позволит новостям с сайтов изданий, которые не зарегистрированы как СМИ российскими властями, появляться в результатах поиска агрегатора.

На первый взгляд, это кажется техническим вопросом, однако, это изменение серьезно повлияет на доходы российских СМИ. Например, 25% посетителей ведущего российского СМИ "КоммерсантЪ" приходят на сайт газеты благодаряагрегатору "Яндекс.Новости", который собирает новостную картину дня из публикаций СМИ в режиме реального времени, используя автоматические теги для ключевых слов. Новый закон одним махом существенно ограничит возможность доступа российских медиапользователей к небольшим независимым СМИ, в том числе к зарубежным русскоязычным СМИ. О возможных последствиях нового закона читайте статье на сайте "Meduza".

Компания "Яндекс" владеет как одноименной, самой популярной российской системой поиска, так и новостным агрегатором "Яндекс.Новости" (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)
Новый закон о новостных агрегаторах стал еще одним шагом по сужению коридора, по которому независимые СМИ могут дойти до русскоязычной аудитории. Он вписывается в 15-летнюю историю недружественных поглощений, законодательных, технических и экономических мер, направленных против независимых СМИ, а также нападений и убийств российских журналистов. Российские СМИ имеют дело не с инструментами прямой цензуры, а с все более замысловатым "минным полем" писаных и неписаных законов и коллективной памятью о том, что может случиться, когда СМИ переступают очерченные властями границы.
Хронология оказания давления на российские СМИ

2001: захват телеканала "НТВ", выступавшего с критикой в адрес правительства и выпускавшего сатирическую передачу, в которой высмеивались власти
2002: новый закон вводит ответственность для СМИ за распространение "экстремистских" материалов
2004: убийство журналиста "Forbes Russia" Пола Хлебникова
2006: убийство журналистки "Новой газеты" Анны Политковской
2007: русская служба "BBC" прекращает вещание в ФМ-диапазоне
2009: убийство журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой
2010: нападение на журналиста газеты "Коммерсант" Олега Кашина
2014: независимый телеканал "Дождь" был отключен большинством спутниковых и кабельных операторов после опроса, ставившего под вопрос действия советского руководства в годы  Второй Мировой войны
2014: Давление на "Лента.ру" в связи с освещением событий в Украине; сотрудники переезжают в Ригу и создают там портал "Meduza"
2015: новый закон, ограничивающий 20% долю иностранного владения в российских СМИ
2016: ведущее онлайн-СМИ "РБК" вынуждено сменить руководство после публикации материалов о ближнем круге Путина и "панамских документов"
2016: новостные агрегаторы вынуждены ввести фильтр для новостей из зарубежных и независимых СМИ

В Донецк по денежному следу


В субботу, 15 октября, на телеканале "France24" вышел англоязычный сюжет, снятый в Донецке и расследующий, кто вооружает сепаратистов самопровозглашенной республики и кто финансирует восстановление региона. Журналистка телеканала взяла интервью у представителей силовых структур сепаратистов, политиков и гражданских и пришла к выводу, что участие Москвы очевидно, причем не только в военной, но и других сферах.

В сюжете подчеркивается, что дезинформация остается важной частью конфликта; это ярко проиллюстрировано работой информационного агентства Донбасса "Doni". Например, репортеру "France24" удалось записать случайно услышанный разговор, в котором репортер агентства "Doni" предложил военным переодеть некоторых людей в украинскую военную форму, чтобы изобразить наступление украинской армии на сепаратистов. Гражданское население в этом регионе не имеет доступа к независимым СМИ и полагается исключительно на российские государственные СМИ.

Сюжет из Донецка телеканала "France24" (на английском языке)
Сепаратисты также утверждают, что их оружие – это "трофеи", захваченные у украинской армии после столкновений, в которых победу одержали сепаратисты. Боец, у которого брали интервью, не мог объяснить, как захватывается оружие, поскольку в конфликте редко наблюдаются прямые столкновения, а военные действия осуществляются, преимущественно, с использованием артиллерийских сил. В репортаже-расследовании телеканала "France24" показаны российские армейские грузовики «Урал», часто встречающиеся на улицах Донецка, и говорится, что сепаратисты с 2014 года получают профессиональную подготовку. Кроме того, бойцы сепаратистов получают 270 евро в месяц, что примерно в четыре раза превышает месячную зарплату гражданских лиц в Донецке.

Помимо этого, в регионе осуществляется масштабная программа по восстановлению; местная компания координирует работу, но все запросы направляются в Россию. Отвечая на вопрос о финансировании, координатор говорит: «Я понимаю, что вы хотите спросить об этом, но я не думаю, что финансирующая сторона хотела бы, чтобы мы говорили об этом».

Курьез:

Российский карикатурист Сергей Елкин, который делает яркие иллюстрации, посвященные проблемам пропаганды и дезинформации, остается нашим излюбленным художником. На этой карикатуре представитель прессы выполняет функцию держателя микрофона для правительственного громкоговорителя, висящего на березе – национальном символе России. (Иллюстрация: Сергей Елкин для "Радио Свобода").
“Дайджест дезинформации”анализирует восприятие мира прокремлевскими СМИ и позицию независимых российских источников. Кроме того, дайджест отслеживает ключевые тенденции в российских социальных сетях, тем самым давая возможность поместить прокремлевской нарратив в более широкий контекст..
“Обзор дезинформации” - это подборка примеров прокремлевской дезинформации в Европе и других странах. Каждую неделю обзор иллюстрирует широту кампании прокремлевской дезинформации, показывая все задействованные в ней страны и языки. Мы всегда ищем новых партнеров для сотрудничества в подготовке этого обзора.
Снятие ответственности: Еженедельный "Дайджест" – это аналитический отчет, подготовленный Оперативной рабочей группой по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних связей, EEAS East StratCom Task Force. Информация, мнения и суждения, представленные на этой странице, не являются официальной позицией ЕС.
Copyright © 19/09/2016 European External Action Service. All rights reserved.

Рабочая группа по стратегической коммуникации ЕСВС:

Следите за нашей страничкой в Твиттере: @EuvsDisinfo.
Tags: disinformation review
Subscribe

  • Я Лайка.

    Вся моя собачья жизнь, это трагический опыт жертвы бесчеловечных научных программ, пропаганды и, особенно, "СПУТНИКА" , безжалостно…

  • Козленочком станешь?

    На позапрошлой неделе резко, без предупреждения ударил мороз. Одна моя козочка, самая старшая, не выдержала и преждевременно родила двух козлят.…

  • Многоходовочник крымский (scolopendra crimea)

    На фотографи Многоходовочник крымский (мокрица), загнанный в угол сортира, предварительно замоченный, в рамках международной санитарной программы…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments