dedo Vasiľ (ded_vasilij) wrote,
dedo Vasiľ
ded_vasilij

Disinformation Digest. issue NEXT..

"Сейчас не время для журналистики"


На прошедшей неделе немецкий еженедельник "Die Zeit" подробно описал связь между Кремлем и структурами сепаратистов в Донецке и их манипуляции со СМИ в регионе, контролируемом сепаратистами. Основываясь на содержании примерно 10 тыс. электронных писем, просочившихся в прессу, авторы показывают, как "Министерство информации" пророссийских сепаратистов получает указания от кремлевских советников, как освещать те или иные события в СМИ.

В анализируемом материале авторы нашли убедительные доказательства манипулирования СМИ, включая пособие (или стратегия) для сепаратистов по контролю за СМИ в регионе. В пособии содержатся нарративы, которые должны передаваться посредством СМИ: Запад должен изображаться врагом Украины, а правительство в Киеве должно выглядеть как единственная сторона, не соблюдающая Минские соглашения. В документе также подчеркивается важность тщательного мониторинга социальных сетей и дается указание создать группу комментаторов из числа молодых активистов, т.е., если угодно, местную армию "троллей".
В конце документа приводятся контакты известных кремлевских идеологов, в том числе Александра Дугина.
В статье описывается, каким образом с помощью лиц, связанных с Кремлем, реализовывалась эта стратегия. Советники давали подробные инструкции, как срежиссировать торжества по случаю прибытия конвоя с гуманитарной помощью из России в Донецк, в том числе с указанием числа присутствующих детей, учителей и врачей. Кроме того, были инструкции для СМИ, как освещать это событие, а также рекомендации, как показывать неизменную поддержку, которую население оказывает Президенту России Путину.

Более того, в статье показано, что проводился тщательный мониторинг независимых журналистов в регионе. Те, кто объективно освещал события, вносились в так называемый "стоп-лист"; агентства "Reuters" и "Associated Press" были объявлены "врагами России". Журналисту, который уволился из Министерства информации из-за жестких инструкций, руководство сказало, когда он пытался сообщать о событиях с точки зрения независимой журналистики: "Сейчас не время для журналистики. Журналистика - это для мирного времени. На войне, которая является информационной, нам нужны информационные солдаты".

7 октября исполнилось ровно десять лет со дня убийства одной из самых смелых женщин в России. Анна Политковская была журналистом "Новой Газеты" - издания, имеющего печальную историю трагических потерь своих журналистов.

Политковская писала о войне в Чечне и документировала обвинения российской армии в военных преступлениях. "За пару лет она легко стала россиянкой, пользующейся наибольшим доверием чеченцев", - пишет Маша Гессен в книге “Человек без лица”. Политковская также писала о захвате театра на Дубровке в 2002 году, когда российские спецслужбы в ходе освобождения заложников использовали неизвестный газ, что привело к гибели многих людей. Она также хотела написать о захвате школы в Беслане двумя годами позже, но на пути туда таинственным образом отравилась. Она получила множество международных наград за свою журналистскую деятельность и выпустила несколько книг. Два года назад пять человек были осуждены за ее убийство. До сих пор неизвестно, кто был заказчиком убийства Политковской. Европейский Союз выступил с заявлением на русском языке по случаю годовщины убийства Анны Политковской.

"У меня ипотека, пошёл вон из студии!"


28 сентября ток-шоу на проклемлевском телеканале "НТВ" было прервано из-за физической конфронтации между ведущим шоу и украинским гостем передачи. Инцидент произошел в эфире ток-шоу “Место встречи” во время обсужденияпричины катастрофы рейса MH17. Один из приглашенных в студию участников украинского происхождения обвинил ведущего программы во лжи, когда тот сказал, что Министерство обороны России никогда не заявляло, что MH17 был сбит украинским реактивным истребителем. На самом деле Министерство обороны России это заявляло. Оцените не только то, в какой грубой форме несогласного выставляют из студии, но и то, как восторженно аплодирует этому публика (кликните по изображению ниже, чтобы увидеть эту часть передачи). Инцидент спровоцировал мощную реакцию в российских социальных сетях. Один из лидеров оппозиции Алексей Навальный написал об этом в своем блоге и привел слова одной из бывших коллег ведущего, которая сказала, что ведущий шоу, Андрей Норкин, еще в 2010 году пытался реструктурировать свой кредит по ипотеке за квартиру, и предположила, что его поведение продиктовано потребностью в повышении зарплаты. Поэтому Алексей Навальный предположил ведущему в следующий раз, когда ему на шоу будут возражать, кричать: “У меня ипотека, пошёл вон из студии! Ещё три года платить, а потом за машину взносы. Вон, вон, уходите!”
Участник передачи не соглашается с ведущим ток-шоу "Место встречи" на телеканале "НТВ", и его выставляют из студии. Двухминутное видео собрало уже более одного миллиона просмотров на "YouTube".
Реакция в соцсетях указывает на хорошо известный факт, что в федеральных проправительственных СМИ в России зарплаты значительно выше, чем, например,  в независимых изданиях или региональных СМИ за пределами Москвы. Согласно лояльной Кремлю газете "Известия", ведущие журналисты на прокремлевских телеканалах получают зарплаты, вполне сопоставимые с зарплатами их европейских коллег. Сообщается, что зарплаты могут достигать 40 тыс. долларов США (36 тыс. евро) в месяц, а есть и такие, кто с учетом совместительства зарабатывает до 200 тыс. долларов США (180 тыс. евро) в месяц. Для сравнения: на сайте поиска работы в области журналистики в Санкт-Петербурге указывается зарплата примерно в 400-500 евро (30 тыс. - 40 тыс. рублей) в месяц.
В интервью, которое ведущий ток-шоу Андрей Норкин дал после произошедшего, он сказал, что не жалеет ни о чем и "раскаивается только в том, что не вломил" своему украинскому гостю. Жертва скандала, проживающий в Москве украинский бизнесмен и политолог Сергей Запорожский, написал в своем блоге, что он "допускает возможность участия в ток-шоу на "НТВ", но "это будет или иная программа, или эта, но без Норкина".

Новые войска для информационной войны


Мы уже видели, что российские власти воспринимают СМИ как часть своих вооруженных сил. Что российский президент вручает медали журналистам, которые сообщали об отсутствии российских войск в Крыму. Что информационная война упоминается во множестве официальных стратегических документов России. Что желаемые нарративы и дезинформация распространяются с помощью целой армии прокремлевских "троллей".

Так на прошедшей неделе прибыло значительное подкрепление. Как сообщаетпортал "Meduza", недавно созданная Национальная гвардия получила от президента Владимира Путина мандат на участие в «информационном противоборстве». Из указа президента не совсем понятно, как именно будут действовать эти солдаты, но очевидно, что они не будут испытывать недостатка в человеческих ресурсах. Численность Национальной гвардии составит порядка  350 тыс. – 400 тыс. человек, сообщает "Meduza".

Уложите детишек спать в ракетную установку


Пока российские власти пытаются отвлечь внимание от зенитных ракетных комплексов "Бук", некая российская компания использовала шумиху вокруг рейса MH17, чтобы подзаработать. Петербургская компания по производству детской мебели начала продавать детские кроватки, напоминающие по форме зенитно-ракетный комплекс "Бук", сообщает газета "The Guardian". Эта информация пришла через несколько дней после того, как Объединенная следственная группа сделала предварительные выводы о том, что 298 пассажиров рейса MH17, в том числе 80 детей, были убиты ракетой, выпущенной этим комплексом, который был доставлен на Украину из России. Кроватки выпускались в серии "будущие защитники Родины". На независимом телеканале "Дождь" смотрите интервью с мамой, купившей такие кроватки для своих двух сыновей.

Курьез: Тектоническое движение


Сайт "BBC" сообщает со ссылкой на "Интерфакс" что Крымский полуостров, незаконно аннексированный Российской Федерацией, движется по направлению к материковой России со скоростью 2,9 мм в год. Александр Ипатов, возглавляющий Институт прикладной астрономии РАН, сказал: "В момент присоединения Крыма к России мы попробовали ответить на вопрос: куда же движется Крым? И мы определили, что он движется к России". Ученые также подсчитали, что при сохранении текущей скорости полуостров достигнет материковой России через 1,5 млн лет.
Tags: disinformation review
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments